Диар Туганбаев (thaliorne) wrote,
Диар Туганбаев
thaliorne

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

От Кумбельсу до Горельника

Недавно вернулись из Казахстана, где ходили в поход в горы над Алма-Атой (Алматы). При подготовке мне очень помогли описания других людей, выложенные в Интернете, поэтому теперь я чувствую себя обязанным выложить свой отчёт о походе. Может, он кому пригодится.

Общая идея маршрута: город Алматы находится фактически на склонах хребта Заилийский Алатау, причём к городу выходят два больших ущелья - Большое Алматинское (где течёт Большая Алматинка) и Малое Алматинское (где течёт, соответственно, Малая Алматинка). Мы решили пройти из одного ущелья в другое, перейдя разделяющий их хребет Кумбельтау по двум перевалам (перевал Терешковой и перевал Трапеция). Выгодность маршрута состоит в том, что и начало и конец его сравнительно легко доступны из города, так что почти весь маршрут проходит не слишком далеко от цивилизации и в зоне уверенной сотовой связи. Маршрут проходит на высоте 2000-3200 м. над уровнем моря. Дополнительное удобство состоит в том, что у обоих концов маршрута есть высокогорные гостиницы, так что при желании можно заночевать там перед походом или после.

Для интересующихся подробностями маршрута: вот схема (север внизу, перевалы отмечены крестами 41 и 42) и карта (север наверху, перевалы отмечены крестами, сторона сетки - 2км), мы шли с юго-запада на северо-восток.

Главная допущенная нами ошибка, которая могла обойтись дорого: мы поверили описанию на сайте гостиницы, где говорилось, что этот маршрут нормальные люди могут пройти за 7-10 часов, причём (в отличие от других маршрутов) хорошая спортивная подготовка якобы не обязательна. Мы решили, что мы не будем торопиться, и пройдём за два дня. Так вот, если вы такие же чайники как мы - не делайте этого! Этот маршрут лучше проходить за три дня! Не надо за один день подниматься с 2000 метров до 3200 метров, а на следующий день спускаться обратно на 2000! Это тяжело и чревато. Гораздо лучше заночевать в середине подъёма, а на следующую ночь заночевать в середине спуска (если понадобится). К тому же, так можно избежать ночёвки на большой высоте в безводной долине.

Крайне довольны такими изобретениями человечества, как походный GPS-навигатор на батарейках и карты-фотографии гор из космоса (Google Earth). Ввели заранее в память навигатора узловые точки маршрута, после чего не знали горя.

21 августа 2009. Заехали в Большое Алматинское ущелье, доехали к подножию знаменитой "трубы" - водовода, по которой вода из Большого Алматинского озера поступает в водопровод города Алматы. GPS-координаты подножия трубы - 43'04,755 с.ш. 76'58,745 в.д, высота 2000м над уровнем моря. Вдоль трубы поднялись (местами по лесенке, местами без).

труба, прошлогодний вид снизу

труба, вид сверху

При проходе вдоль трубы удобно следить за пройденным расстоянием, глядя на пронумерованные кольца, охватывающие трубу. Они идут каждые 7-15 метров, нумерация начинается от озера, а у подножия расположено кольцо с номером примерно 200. Мы, правда, в этот раз не дошли по трубе до конца, а свернули к гостинице "Альпийская роза". Её координаты - 43'04,475 с.ш. и 76'59,338 в.д., высота 2260м над уровнем моря.

Поселившись в гостинице, мы пошли к Большому Алматинскому озеру (заодно проверяя свои походные способности накануне настоящего похода. Описать словами красоту озера, как обычно, невозможно. Фотографии - это жалкая гомотетия его настоящего вида. Посидели на берегу - (43'03,390 с.ш., 76'59,187 в.д., высота 2510м). Около озера стоит посёлок Озёрный, в котором есть "ларёк", где иногда можно что-то купить.

озеро в прошлом году

озеро в этом году

Обратите внимание - озеро является водохранилищем и снабжает город питьевой водой. Правилами категорически запрещено находиться ближе 100м к границе воды всем, кроме обслуживающего персонала. Мы не знали об этом, подошли к самому берегу и заплатили штраф (изначально речь шла о сотне долларов в пересчёте на казахские деньги, но мы столковались на в десять раз меньшей сумме). Я надеюсь, что необязательно говорить, что мусорить у озера (оставлять консервные банки и т.п.) нельзя. Я, правда, по всей видимости, выронил на берегу озера перочинный нож.

22 августа 2009. Встали в 6 утра, спустились по дороге к месту, где дорога пересекает речку Кумбельсу. Оттуда и начали восхождение, которое продолжалось до самого перевала без перерывов. Эта точка (43'04,830 с.ш. 76'59,564 в.д., высота 2190м) - место, где можно совершить очень серьёзную ошибку (именно она помешала нам пройти маршрут в прошлом году). Хочется пойти вдоль реки, по живописному ущелью. Так вот не надо этого делать (живописное ущелье вскоре станет непроходимым из-за реки и придётся много часов карабкаться по очень неудобному склону). Вместо этого надо прямо с дороги карабкаться вверх по левой стенке ущелья (если смотреть по ущелью вверх). Там вскоре начинается тропа, идущая примерно на восток.

здесь дорога делает крутой поворот, пересекая реку, и здесь надо начинать карабкаться

вот мы и карабкаемся

а вот вдоль этой живописной речки идти не надо...

Вскарабкавшись вдоль ельника, поднимаясь по хорошо видной тропе, довольно быстро попадаешь в зону альпийских лугов, где тропа через небольшое время теряется... 43'04,861 с.ш. 77'00,088 в.д., высота 2380м. Где-то здесь начинается плавный поворот на север, к перевалу. Слева поднимается вверх склон горы, справа обрыв (к реке Кумбельсу, а затем к ручью - её притоку).

так выглядит начало альпийских лугов, где надо постепенно поворочивать влево, на север

после часа ходьбы по лугам начинает быть виден перевал

Дальнейший подъём к перевалу Терешковой однообразен и очень утомителен, хотя виды открываются потрясающие. Идти приходится всё ближе и ближе к ручью, а в какой-то момент приходится к нему спуститься и идти вдоль него. Возможно, правильным решением является пересечь ручей, подняться на его склон и идти вдоль ручья с восточной стороны, но мы так сделали только на очень поздней стадии. В точке с координатами 43'05,483 с.ш. 77'00,792 в.д. (высота 2750м) ручей разветвляется - основное русло течёт с востока (куда нам не надо), а маленький ручеёк, скоро уходящий под камни, течёт с севера, куда и следует идти. Это последнее место на пути до самого ущелья Горельник, где можно набрать воду (во всяком случае в августе-сентябре - в другое время года, вероятно, текут ручьи от тающих снегов, например, в долине между перевалами).

если обернуться и посмотреть назад, то можно разглядеть вдали Большое Алматинское озеро

А вот так выглядит развилка, где основное русло ручья сворачивает на восток, а нам надо идти прямо, к перевалу, на север

По всей видимости, умным людям следует ночевать где-то в этом месте, около развилки, а не идти дальше. Здесь должно быть теплее, чем наверху, здесь есть вода, и здесь уже пройдено больше половины подъёма к перевалу. Выше, кажется, нет ни одной плоской площадки для ночёвки. После развилки удобно идти не по самому высохшему руслу ручья, а слегка правее него, и так почти до самого перевала.

Мы поднялись на перевал примерно в 19:20, то есть весь подъём занял примерно 14 часов (с одним большим полуторачасовым привалом на поесть и большим количеством мелких остановок на отдохнуть). Впрочем, здесь очень сказалась наша слабосильность.

На самом перевале Терешковой сходятся, в отличие от обыкновения, три гребня. Поэтому с него можно спускаться в три стороны, а не в две: на юг (обратно), на север (в долину реки Казачки, и оттуда обратно в Большое Алматинское ущелье) и на восток (собственно, наш маршрут). Координаты перевала: 43'06,083 с.ш. 77'01,000 в.д., высота 3220м.

вид с перевала на юг (обратно)

вид с перевала на север, в долину Казачки

вид с перевала Терешковой на восток, в долину (вперёд); в центре гора Трапеция, оправдывающая своё название

вид на ту же долину с противоположной стороны, с перевала Трапеция - по центру пик Терешковой, справа виден перевал Терешковой, слева видно пересохшее русло реки

23 августа 2009. Заночевали мы в долине за перевалом, на высоте 3050м над уровнем моря. Утром собрали с палатки и тента полкружки наледи. Воды в долине не было (если не считать питьевой лужи для пасущегося там табуна), поэтому мы поторопились забраться на перевал Трапеция (43'06,475 с.ш. 77'02,002 в.д., высота примерно 3130м). Оттуда, наконец, видно ущелье Горельник, по которому мы затем спускались к Медео.

ущелье Горельник; хорошо натоптанная тропа идёт по правому берегу, по зелёным холмикам, которые видны на фотографии

вид на перевал Трапеция из ущелья Горельник

Спуск с Трапеции в ущелье (высота 2830м) занял около полутора часов. Дальнейший спуск по ущелью к Медео оказался неожиданно утомительным и занял ещё около четырёх часов. Умный совет, который я прочёл в Интернете и с которым вполне согласен: не следует по Горельнику идти вдоль самой реки - надо забраться на правый склон и идти по тропе (ниже по ущелью тропа отдаляется от самого ручья на весьма большое расстояние, но в районе Трапеции тропа идёт недалеко). В нижней части ущелья тропа переходит реку и продолжает идти по левому склону (координаты переправы - 43'07,391 с.ш. 77'03,201 в.д., высота 2357м)

Тропа вдоль Горельника в нижней своей части напоминает проходной двор, множество алмаатинцев приезжает туда отдохнуть в выходной, видимо. Выйдя из ущелья Горельник, тропа ещё некоторое время идёт вдоль автомобильной дороги (выше по склону) и присоединяется к ней в точке с координатами 43'08,517 с.ш. 77'03,810 в.д. (высота 1935м).

Общие выводы.
1. Теоретически, может и можно пройти этот маршрут за один световой день, но надо иметь очень хорошую физическую подготовку. Сильно лучше, чем у нас.
2. Гораздо лучше заночевать не в долине между перевалами, а на половине подъёма к перевалу Терешковой.
3. Можно было бы попробовать пройти этот маршрут в обратную сторону - подниматься по ущелью Горельник (и ночевать в верхней части подъёма), а затем спускаться с Терешковой. При этом будет побольше набор высоты (1200м вместо 1000м), на зато подъём будет идти по натоптанной тропе, вдоль которой есть множество удобных мест для ночёвки. При этом важно не перепутать перевал Трапеция с каким-либо другим - для этого можно использовать GPS или наши фотографии.
Tags: личное, фото

• Традиционный пост

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь не детская игра. Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой…

• Завершение важных дел

Два года назад (чуть раньше) для спасения моей жизни мне потребовалась пересадка костного мозга. Для такой пересадки людей проверяют на…

• Yota

Полезные сведения для тех, кто пользуется Интернетом через беспроводного провайдера Yota. Yota отменила подневный тариф, которым я раньше активно…